Главная
Будьте готовы к разводу
Модель развода
Развод и родительские права отца
Долгосрочные последствия развода родителей
Исход может быть очень тяжелым
Деятельная жизнь после развода
Консультации
Развод в старину
Развод в Исламе
Развод у иудеев
Повод для развода может быть и таким
Интересное
Анекдоты про развод
Ссылки


 
 
 
 
 
Развод у иудеев
“Когда человек разводится со своей первой женой, даже жертвенник проливает слезы о ее участи.” (Талмуд)

Ценность брака в системе иудаизма очень велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания и вручения гета – документа о разводе.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВОДА
Несмотря на значение, придающееся браку, еврейская традиция не требует наличия каких-либо “оснований” для развода. Если два человека пытались спасти свой брак, но в конце концов решили развестись, никаких реальных препятствий на их пути не ставится. Если бы люди знали, как просто оформляется развод по еврейской традиции, многие из тех евреев, которые развелись через гражданский суд, оформили бы и еврейский развод. Не существует также препятствий для разведенных вступить в новый брак, или даже возродить старый. Только коэн (священник по рождению) не может жениться на разведенной женщине.

- документ, удостоверяющий, что гет был получен

ГЕТ (ДОКУМЕНТ О РАЗВОДЕ)
Гет – это документ, удостоверяющий, что брак был расторгнут. Он должен быть написан на пергаменте квалифицированным писцом. В гете должны быть точно указаны все подробности: в нем должны быть упомянуты все имена, под которыми могут быть известны муж и жена; в нем ясно указывается, где и когда был осуществлен развод. Хотя гет является собственностью женщины, сегодня он обычно остается в распоряжении бет дин (раввинатского суда). Последний снабжает женщину соответствующим удостоверением. Оно будет ей необходимо, если она когда-либо захочет вновь выйти замуж.

чтение гета в Бет Дине (1920)

ПРОЦЕДУРА РАЗВОДА
Если обе стороны согласились расторгнуть свой брак, процедура еврейского развода очень проста. Они обращаются в бет дин и он назначает день, когда они должны прийти туда. Писец напишет гет в присутствии даяним (судей) и муж передаст его жене в присутствии двух свидетелей. Если муж и жена не хотят встречаться в зале суда, каждая из сторон (или обе) могут назначить представителя, он – чтобы вручить гет, она – чтобы его принять. Развод вступает в силу с момента получения его женой или ее представителем.

Если муж и жена живут в разных городах, муж должен обратиться в ближайший бет дин. Там в присутствии даяним будет написан гет, который затем передается в бет дин того города или страны, где живет жена. Она должна будет прийти в бет дин, чтобы получить гет в присутствии свидетелей.

В большинстве стран гет оформляется после гражданского развода; в Израиле еврейский развод – это и есть гражданский развод. По еврейскому закону гражданский развод не имеет силы. Супруги-евреи, оформившие развод в гражданском суде, но не прошедшие еврейской процедуры развода, с точки зрения еврейского закона остаются супругами. Это означает, что вступая в новый брак без оформления гета, они совершают прелюбодеяние.

МАМЗЕРУТ
Новое замужество женщины, не получившей гет от своего бывшего мужа, чревато очень серьезными последствиями. Поскольку развода, по сути дела, не было, второй муж вступает в интимные отношения с женщиной, которая все еще замужем за другим. Ребенок, родившийся в результате такой связи, - мамзер (множественное число – мамзерим). Слово “мамзер” часто переводят как “незаконнорожденный”. Такой перевод ошибочен и вводит в заблуждение. “Незаконнорожденный” означает рожденный вне брака. Еврейская традиция не ставит клейма на ребенке, родившемся у родителей, не вступивших в брак. Мамзер – это ребенок, родившийся у замужней женщины в результате прелюбодеяния. Мамзерут (пребывание в положении мамзера) – это одна из самых трагических ситуаций. Хотя на них нет собственной вины, мамзеры не могут вступить в брак с евреем и стать членом общины.

АГУНА
Другая трагическая ситуация – это положение агуны, “прикованной жены”, т.е. женщины, чей муж пропал, но не имеется доказательств, что он умер. До тех пор, пока будут найдены такие доказательства, она остается агуна, связанная с пропавшим мужем и не имеющая возможности вступить в новый брак.

Раввины пускались в далекие путешествия, чтобы освободить агунот (множественное число от “агуна”) из этой ситуации. Они даже принимали малейшее достоверное свидетельство – такое, которое при обычных условиях бет дин не принимает, - что муж умер. Сразу после Катастрофы раввины были особенно склонны освобождать агунот от обязательств по отношению к пропавшим мужьям.

Если муж отказывается дать жене гет, она также становится агуна и не может вступить в новый брак. Если она это сделает, то совершит прелюбодеяние, чреватое трагическими последствиями для ее детей. Бет дин не может ни принудить мужа дать гет, ни аннулировать брак. Гет дается мужем только по собственной воле. Может сложиться и обратная ситуация. Жена может отказаться принять гет. И в этом случае бет дин бессилен что-либо сделать. Гет имеет силу только тогда, когда добровольно передан и добровольно получен.

В наши дни некоторые раввины пытаются выработать формулу добрачного соглашения, т.е. параграфа, входящего в брачный договор, в котором оговаривается, что если брак не окажется удачным, ни одна из сторон не откажется дать или принять гет. Выработка такой формулы не так проста, как может показаться. Если соглашение таково, что должно быть осуществлено по решению суда, это будет означать, что гет не был дан (или получен) добровольно. С другой стороны, если соглашение не может быть исполнено по судебному решению, оно не имеет смысла.

 
 
 

 

Hosted by uCoz